Ловцы душ

Статья опубликована в газете "Уральский Рабочий" 

Позволит ли новый закон бороться с религиозными вербовщиками, в том числе из ИГИЛа?

Лилия МАЛЬГИНА

В июле в России приняли закон, который разрешает религиозным культам любой степени экзотичности регистрироваться в упрощенном порядке. Ранее их деятельность регулировало так называемое правило «15 лет».

Прежде чем получить госрегистрацию, религиозная община была обязана предоставить документ, подтверждающий ее существование от 15 лет и дольше. Согласно новому закону, организация сможет регистрироваться хоть назавтра после создания, для чего нужно будет лишь направить в территориальные органы исполнительной власти письменное уведомление.

Для «новичков», правда, определены ограничения. В течение 10 лет они не имеют права создавать школы, иметь свое СМИ, приглашать иностранцев для тренингов и мастер-классов, а также проводить обряды в государственных учреждениях типа больниц, тюрем, детдомов и т.п. Впрочем, эти рамки не лишают организацию возможности вербовать в свои ряды новых адептов — на улице, через рекламу и прочее. И ряд экспертов уже опасаются, что послабления приведут к появлению еще большего числа деструктивных культов и, соответственно, увеличению их жертв. С другой стороны, будучи зарегистрирована, религиозная организация в любом случае попадает под учет — как государства, так и стражей порядка.

Оппоненты, впрочем, утверждают, что на практике закон вряд ли сработает. Как ни крути, будучи нелегальной, группа действует свободнее: ведь если община не юридическое лицо, правоохранители вправе «взять» лишь отдельных лиц, а не всю ячейку. И руководители таких объединений не дураки, чтобы «проявляться» перед лицом власти…

Как бы там ни было, обычный человек поддается «чарам» сектантов очень легко. Бич сегодняшнего дня — религиозная террористическая группировка ИГИЛ, в которую массово вербуют не только россиян в целом, но и уральцев в частности. Были задержаны вербовщики в Первоуральске, Красноуфимске и Ревде. Буквально на прошлой неделе в «УР» вышла заметка собственного корреспондента из Асбеста Ирины Атанасовой о том, что в местной мечети заметили вербовщиков из Турции. Их, правда, практически сразу депортировали за нарушение правил въезда в РФ. Но сколько подобных нанимателей действует подспудно в других городах области? Точного ответа нет — и это, признаться, пугает.

Как вести себя в случае, если некто заманивает вас в некое сообщество? Как понять, что под влияние попал ваш близкий? Как противостоять сетям, которые раскидывают религиозные организации? На эти и другие вопросы «УР» ответил психолог, специалист по проблемам влияния деструктивных культов Илья БЕРЕЗИН.

— Какие экономические, политические и социальные процессы в стране влияют на популярность различных культов?

— Когда я начал заниматься вопросом тоталитарных сект и культов, на дворе стоял 2002 год. Тогда в Свердловской области была просто эпидемия разных религиозных организаций и… героина. Года через 3—4 волна схлынула, и проблема тоталитарных сект перестала быть массовой. Как мне кажется, в вопросе регулирования деструктивных культов государство практически бессильно. Ведущие роли я отвожу социальным процессам, в первую очередь пограничному состоянию общества, которое социолог Эмиль Дюркгейм назвал «аномией». Это состояние характеризуется отсутствием или неустойчивостью норм, правил и традиций, что нарушает отношения индивида с обществом и приводит либо к изоляции, либо к конфликту.

— В какие периоды истории это случается?

— Человек теряет связи с миром и оказывается на грани саморазрушения во времена социально-экономических кризисов. Согласитесь, вряд ли в России за последние 100 лет было и есть другое время. На индивидуальном уровне аномия приводит к дезориентации сознания, при которой ослабевают связи с другими людьми, возникают панические настроения, чувство одиночества, подавленности. Утрачивается ответственность. В эти моменты становится чрезвычайно сильной нужда в определенности и ясности, и человек легко, практически без критики, принимает какие-то идеи или концепции. Тоталитарные идеи здесь в выигрыше, т.к. они весьма ясные и отвергают сомнения. Направления в деструктивных группах, в общем, сводятся к политическим, религиозным, коммерческим, псевдопсихологическим или псевдопсихотерапевтическим. Все они, как мне кажется, направлены на одно, просто имеют разную форму.

— И как же определить, что перед нами именно секта, а не невинный «кружок по интересам»?

— Понятия «тоталитарная секта» или «деструктивный культ» я использую как синонимы и определяю как любые организации, которые применяют технологии манипулирования для контроля над членами с целью выгоды. Они используют различную идеологию, имеют лидера или группу лидеров, структура близка к пирамидальной, с четкой внутренней иерархией. В обыденном понимании «секта» и «тоталитарная секта» — синонимы, но на деле это не так. Классическое определение секты в том, что это ответвление от основного учения. Например, протестанты — секта для католиков, старообрядцы — для православных. Если отбросить религиоведческие вопросы, то важно отметить, что тоталитарная секта — это организация, которая всегда имеет идеологию, авторитарного лидера и прибегает к контролю сознания.

— Как же они это делают?

— Используется несколько способов. Первый — манипулирование поведением. Часто участникам предписывают, как они должны одеваться, какую диету соблюдать, какое количество времени уделять сну, сколько времени проводить в группе и т.д. Основная задача — сведение к нулю свободного времени, человек должен быть постоянно занят работой внутри группы, раздачей листовок, перепиской в соцсетях и т.п. При таком графике для критического осмысления информации времени попросту не остается. Манипулирование эмоциями предполагает умышленное воздействие с целью вызвать или погасить определенную эмоцию. Чаще всего работают на вину, страх, эйфорические состояния. Это приводит к сужению эмоционального спектра личности, обеднению чувственной жизни.

— Но неужели даже у запуганного человека не возникает мысли: что они со мной делают?

— В таких группах очень грамотно манипулируют сознанием, предлагая, по сути, добровольно отказаться от критического мышления. Например, для членства необходимо признать доктрину истиной, без обсуждения и критики. Мышление в таких группах «черно-белое» и делит мир на две категории: правых и неправых, добро и зло, мы и они. В ход активно идут «мыслетормозящие» техники: транс, молитва, медитации. Другой эффективный инструмент — использование «новояза»: жаргона, арго и пр. Он тоже «прокачивает» сознание в нужном для группы направлении. Кроме того, деструктивные группы используют пропаганду, утаивают и искажают информацию. То, что предлагается внешнему миру, отличается от того, что говорят участникам. Более того, на разных ступенях групповой иерархии информация о группе может быть разной. Контроль и в запрете на использование независимых источников, которые трактуются как неправильные и лживые. Истина только то, что исходит от адептов или лидеров.

— Почему тогда люди добровольно отдают себя под полный контроль?

— Это сложный вопрос… Наверное, не смогу ответить относительно террористических организаций, т.к. о том же ИГИЛе знаю только из новостей. Но могу поделиться наблюдениями о причинах вступления в секты. Общая база для этого подготовлена, напомню, аномическим кризисом. Дальше — психологические частности индивида. У каждого нас есть определенные потребности, которые зачастую хронически не удовлетворены. Особенно «страдают» межличностные (потребность в признании, восхищении, одобрении, власти и пр.). И все культы «бьют» именно в них.

— Как заманивают?

— Вербовщики культов работают по определенной схеме. В самом общем виде ее можно представить так. Первый шаг — установление контакта, которое может выглядеть как попытка завести с человеком разговор и/или пригласить на мероприятие группы. Она частенько удачна, т.к. вербовщики используют самые разнообразные стратегии поведения, начиная от невинных вопросов типа «Интересуетесь ли вы Библией», до соблазнения, шантажа и манипулирования страхами. Часто вербовка происходит из неудовлетворенных потребностей человека, культисты прощупывают вопросами и предлагают ту цель, которую он не может достичь в жизни, но — обязательно получит в организации.

— Например?

— Нередко используется интерес к самопознанию, к духовным и религиозным вопросам. В почтовые ящики кладут листовки с содержанием типа «Приходите и пройдите бесплатный тест на тип вашей личности. Вы узнаете сильные стороны и как себя развить». На деле цель иная: тест используется для сбора информации о человеке, чтобы потом ее использовать для удержания в группе. Кто-то «выезжает» на стремлении обычного человека к успеху (и априори деньгам, причем быстро и сразу). Вам говорят: «Хотите больше зарабатывать? Приходите на собеседование!». Вы приходите, и вас действительно спрашивают о планах и об опыте, подспудно «накачивая» ваше тщеславие. Затем говорят, что возьмут, но нужно пройти подготовительный семинар. Он, как правило, недорогой, и люди соглашаются. На подготовленном мероприятии, которое может носить форму тренинга, лекции, проповеди, молитвы и даже курсов иностранного языка или домоводства — вовлечение происходит быстрее.

— Почему?

— Здесь культисты играют на своей территории, и в этом смысле их позиция выгоднее вашей. На этом этапе личное влияние вербовщиков замещается влиянием группы, сопротивляться которому на порядок труднее. Например, в одной из религиозных групп существует практика, названная «Бомбардировка любовью». Новичок окружается вниманием, поддержкой, получает множество теплых социальных контактов. Спустя время все меняется, на него перестают обращать внимание, человек озадачен, огорчен и не понимает, что произошло. Ему могут сказать, что он сделал что-то неправильно или не сделал, и предложить исправить ситуацию. Конечно, «отвергнутый» сделает почти все, чтобы вернуть былое расположение группы! Другой пример встречается в практике псевдопсихологических групп, или так называемых «тренингах личностного роста». Новичку дают слово, и он рассказывает, чего хочет, но никак не получит. Потом его очень тщательно ругают за это, провоцируя вину, а после группа и тренер очень бурно одобряют его «исповедь», говоря, что нужно сделать, чтобы стать успешным. Подобная практика существует и в религиозных организациях и выглядит как публичное покаяние в грехах. Используя методы группового воздействия, сектанты вовлекают человека в организацию и останавливают его критическое мышление.

— Но нередко жертва чувствует себя, напротив, «избранной»!

— Наоборот, привычная личность человека при таком воздействии как бы уходит вглубь. На переднем плане новая личность с определенной идентичностью. Многие культисты говорят об индивидуальности и личностном росте, но в культе, напротив, люди становятся похожи друг на друга, их различия стираются, а культовая идентичность охватывает всю группу. Начинается жизнь интересами группы, приобретается специфическое мышление и ряд общих поведенческих, эмоциональных и когнитивных характеристик. Это и есть окончательная цель любой тоталитарной организации — стереть различия и создать «новый тип человека».

— Как понять, что твой близкий попал в сети сектантов?

— Меняется в первую очередь поведение: режим питания, сна, деятельности, одежда. Начинаются резкие перепады настроения, или эмоциональный фон меняется на иной, непривычный. Человек читает или слушает мантры, молитву, пользуется в речи специфическими словечками, в целом начинает говорить о раздельности мира на две и более частей. Нередко «новообращенные» отказываются от общения со старыми друзьями, от выполнения общественной деятельности, будь то учеба или работа. У него появляются новые друзья, зачастую не желающие знакомиться с семьей. Человек начинает испытывать чрезмерный, в ущерб остальным делам, интерес к духовным вопросам. Он мыслит в рамках некоей идеологии, которая воспринимается как абсолютная истина, и дает твердокаменную убежденность в своей правоте или правоте группы по спорным вопросам.

— Многие, тем не менее, уверены, что в состоянии не попасться на удочку сектантов.

— К сожалению, люди недооценивают опасность при встрече с вербовщиками. Они думают: «я умный и знаю, как себя вести». Заблуждение! Вербовку проводят опытные члены организации, уже знакомые с типичными возражениями и подготовленные к работе с ними. Вербовщиков часто специально готовят к такой работе на различных семинарах и мастер-классах. Глупо считать их неумными. Напротив, они преданы организации и уверены, что делают правильное дело. Часто вербовщики работают вдвоем, это может быть и разнополая пара — это увеличивает успех у потенциального клиента.

— Как же противостоять столь тщательно отработанной атаке?

— Попросите рассказать, какую организацию они представляют, какие у нее цели, чем они в целом занимаются. Узнайте, есть ли критические отзывы, существуют ли публичные дебаты с представителями других конфессий, терапевтических школ, представителей бизнеса и пр. Спросите, как члены группы относятся к бывшим участникам, разрешено ли общаться с ними. Ваш ключевой вопрос к собеседникам должен быть о том, называют ли данную организацию культом или сектой (!), каковы их аргументы. Ваша задача — понять, кто перед вами. Представители легитимных организаций не будут скрывать правду, их критическое мышление сохранно, а реакция на критику адекватна. Если вы получаете уклончивые или общие ответы, неадекватные эмоциональные реакции или замечаете, что вам лгут, просто уходите. Запомните: вы не должны ничего доказывать, люди, говорящие с вами, подготовлены к вербовке. В одной религиозной организации они так и называли себя — «ловцы человеков».

— А если я уже начинаю верить любым словам, вылетающим из уст своих визави?

— Да, важный диагностический аспект — ваше собственное эмоциональное состояние. Если вы чувствуете давление, чрезмерное воодушевление, страх, вину и любые другие нетипичные для ситуации эмоции, это важный сигнал психологических манипуляций. Если так — просто уйдите от разговора. Потом, уже в спокойной обстановке вы можете проанализировать то, что произошло. В целом, чтобы не попасться «ловцам душ» из любой организации, даже террористической, развивайте в себе критическое мышление, самостоятельность как в поступках, так и мыслях, изучайте основы социальной психологии, развивайте способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Это не только поможет в какой-то момент распознать ложь, но и в целом укрепит ваши коммуникативные навыки и улучшит общение.