Три типа мужских травм
Гендер и пол оказывают сильное влияние на наше поведение. Женщины ведут себя иначе, чем мужчин, а мальчиков воспитывают по-другому, чем девочек. Гендер, как набор социальных стереотипов относительно поведения, эмоций и мыслей, предполагает разделение между мужчинами и женщинами и часто оказывает травматическое влияние во время воспитания.
Мальчики, а затем и мужчины, усваивают набор определенных социальных ролей, стереотипов восприятия и способов реагирования. Для меня вполне очевидно, что с нынешним мужским гендером существуют большие проблемы: средний возраст смерти мужчин —59 лет, заболеваемость раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями в несколько раз выше, чем у женщин, а количество зависимых от химических веществ мужчин превышает все разумные пределы.
Я убежден, что такой способ поведения мы приобретаем в ходе социализации, которая становиться травматичной для нас и, в конечном счете, оставляет нам небольшие возможности для действия.Я определяю мужские травмы как творческий ответ на условия внешней среды и ниже я опишу три типичных сценария, которые могут оставить травматический след.
Женское воспитание/дистанцирование отцов - это взаимосвязанные вещи и в этой связке не существует первой или второй причины. Дистанцирование отца и воспитание матерью является основой нашей культуры заботы о детях, это наша скрепа и гравицапа. Но что хорошо для культуры, совсем необязательно хорошо для человека. Мальчик учится ролевой модели в этой ситуации и затем повторяет ее в в своей семье. Любому мальчику крайне важна связь с отцом и, если ее не хватает, то он может так и остаться вечным подростком-мальчишкой, невзирая на свой возраст. Как проявляется эта травма: поведение свойственное более младшему возрасту; сквернословие, избегание обязанностей, стремление к легкому получению благ, нежелание создавать взрослые эмоциональные отношения, трудности в отношениях с женщинами «на равных».
Обучение диссоциированию эмоций представляет собой способ контроля чувств при которых они не переживаются. Это похоже на отдаление от эмоций, потерю чувствительности. Часто, дистанцируются от определенного вида эмоций: например, печали, вины, стыда. Идеалом мужчина представляется такой всегда спокойный персонаж, которого ничего не трогает. Это похоже на эмоциональную уплощенность при шизофрении или сильнейшую диссоциацию при травме. Проблема в том, что этот способ реагирования закрепляют с раннего детского возраста. Естественно, это приводит к проблемам в дальнейшем. Как проявляется травма: стремлением к изменяющим сознание веществам, в первую очередь к алкоголю; трудности в регулировании некоторых эмоций, в первую очередь, гнева. (Здесь возможны два сценария. Первый —это импульсивность и вспыльчивость. Второй — эмоциональные взрывы, когда сначала мужчина долго терпит, а потом взрывается); невозможность говорить об эмоционально переживаемом; психосоматические симптомы — язва, гастриты, мышечные боли и спазмы и т.п.
Обучение мышлению в терминах войны. В свой книге Лакофф писал, что метафоры определяют нашу жизнь намного больше, чем мы привыкли думать. Лингвистически мальчик, юноша и мужчина окружены метафорами войны: мы должны быть победителями, необходимо завоевать женщину, тендер нужно выиграть, а дома нужен надежный тыл. Максима «Как ты думаешь, так ты и живешь» превращается в данном случае в предсказание. Я совсем не против конкуренции, она предает соревновательный тон и держит в тонусе. Однако, было бы глупо и непрактично, определять всю жизнь и идентичность через эту метафору. Как проявляется травма: нахальностью; бахвальством; стремлением к унижению окружающих; желанием постоянно доминировать; склонностью к насилию; неспособностью выносить отказ; поляризованным мышлением; сниженной эмпатией.